3 июня районная и городская администрации могли сделать шаги навстречу объединению, но что-то вновь пошло не так.

 

Немного из истории вопроса

Вопрос об объединении администрации Чайковского городского поселения и Чайковского муниципального района обсуждается с 2011 года. За это время сменились главы города и района и состав представительных органов, но до сих пор не найдено решение, которое удовлетворило бы обе стороны. В числе значимых вех истории с объединением референдум, который был признан несостоявшимся, так как в нем приняло участие всего 39 % от зарегистрированного числа избирателей, вместо необходимых более 50 %.

Тогда соглашения об объединении были подписаны главой района и всех администраций сельских поселений, от подписания отказался лишь действующий глава Игорь Андриив. Пришедший ему на смену Алексей Третьяков, во время предвыборной кампании выступал за единую администрацию, но спустя почти год начал держать нейтралитет. Так же сделали и депутаты Городской думы, некоторые из которых считают, что стоит оставить все как есть.

Пока две администрации пытаются найти общий язык, в силу вступили новые законодательные нормы и теперь объединение возможно без проведения референдума. В Уставах Чайковского муниципального района и городского поселения четко прописано, что существует возможность полной или частичной передачи полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов. Соответствующее решение принимает представительный орган, то есть Земское Собрание Чайковского муниципального района или Чайковская Городская дума. Подробнее об изменениях, внесенных в Уставы, мы писали в материале «Новые правила жизни города и района».

Данные нововведения в законодательстве, а также резолюция IX Съезда Совета муниципальных образований Пермского края, в которой речь идет об оптимизации исполнительной власти позволяют произвести объединение без необходимости проведения референдума. Итак, узнаем, какие варианты создания единой администрации были представлены 3 июня на совместном заседании Думы и Земского Собрания.

 

Предложение № 1

Во время своего выступления глава района Юрий Востриков предложил произвести объединение путем передачи полномочий администрации Чайковского городского поселения в Чайковский муниципальный район.

Сегодня мы должны учитывать, что создание единой администрации путем передачи полномочий города в район нами менее всего изучена, – сообщил во время своего выступления Юрий Геннадьевич. – Принятие данной модели управления требует, конечно, отставки представительного органа. В 2016 году у нас состоятся перевыборы Земского Собрания, учитывая, что часть депутатов Городской Думы участвовала в выборах с лозунгом «За объединение», а вторая часть была за ленинградский вариант (после объединения у «руля» остается администрация муниципального района, однако сохраняется статус главы городского поселения и Городская Дума – прим. ред.), мы как раз учитываем интересы всех депутатских групп и надеемся, что идея объединения у нас все же возможна. Хотя все зависит от вас [депутатов], мы на сегодняшний день предлагаем вам разные цифры, варианты, алгоритмы, будем отвечать и готовить все интересующие материалы. Подобное мы уже делали, когда выносили на голосование вопрос о преобразовании в Чайковский городской округ. У нас есть все наработки, начиная от структуры управления, штатного расписания, оптимизационных моментов по объединению.


Предлагаем ознакомиться с выдержками из презентации Юрия Геннадьевича.

 

Предполагается, что после объединения экономический эффект составит 58 миллионов рублей – такая сумма ежегодно тратится на содержание администрации Чайковского городского поселения. Однако на деле «чистый» эффект составит около 28 миллионов рублей, так как сокращение «населения» городской администрации пройдет не в полном объеме и составит 40 человек. 

Предложение № 2, вернее, его отсутствие

Содокладчиком Юрия Геннадьевича стал глава Чайковского городского поселения Алексей Третьяков, хотя он и не представил никакого доклада, сообщив лишь, что городская администрация готова к диалогу.

Во-первых, хочу акцентировать внимание, что рекомендации Съезда глав муниципальных образований носят, как уже было озвучено, рекомендательный характер, – начал свое выступление Алексей Витальевич. – Что касается преобразований, предлагающихся для обсуждения, я неоднократно говорил, что ленинградскую модель передачи полномочий я не разделяю. В связи с тем, что она в корне не решает вопрос единовластия. При реализации этого варианта у нас остается два представительных органа, глава муниципального района и глава города. Вопрос с двоевластием не будет решен.

Что касается цифр, которые были озвучены, к сожалению, мы не смогли поучаствовать в экономическом расчете, поэтому пояснить что-то не могу. В целом, администрация города открыта для диалога со всеми депутатскими корпусами, недопонимания в процессе нашей повседневной деятельности с муниципальным районом у нас нет. Поэтому вы [депутаты] самостоятельно должны принять решение: необходимо нам двигаться в этом направлении или нет.

Мы изучили опыт, как нам представляли, положительный, Суксуна и Горнозаводска. Связывались с сотрудниками администрации, и как таковых положительных эффектов мы не нашли. Один положительный эффект – то, что преобразование у них действительно получилось.


Далее развернулось обсуждение услышанного, в ходе которого депутаты Земского собрания достаточно аргументированно высказывали свою точку зрения, думцы же говорили о том, что не стоит ломать уже сложившуюся систему. Так, депутат Андрей Филатов сказал, что его избиратели уже разобрались во всех тонкостях работы двух администраций и не испытывают никакого дискомфорта.

Во время обсуждения создавалось ощущение, что депутаты Думы крайне боятся в результате объединения потерять свои мандаты. По-видимому, почувствовал это и Юрий Востриков, сказавший:

Почему-то все хотят остаться в статусе главы, депутата и совершенно никто не думает о территории. Ну, вот мы пересидим, давайте, следующие пусть начинают. Это неправильный подход. Стараемся защитить кого-то, свою должность, свою зарплату, маму, папу, который работает в администрации, совершенно не думая, что мы как главы, как депутаты не реализуем весь свой потенциал.

 

В районе есть план, в городе нет группы

Вторым вопросом, рассмотренным на совместном заседании, стало утверждение поэтапной схемы действий по созданию единой администрации муниципального района. Ее разработкой занимались депутаты Земского собрания, а думцы должны были лишь прослушать план работы, но что-то пошло не так и депутаты Думы крайне обиделись на земцев, решив, что те «уже все решили за нас». Обсуждение было эмоциональным, но не очень содержательным, так что будет гораздо практичнее ознакомиться непосредственно с поэтапной схемой.

Если все пойдет по плану Земского собрания, то в срок до 1 сентября будет подготовлен проект соглашения, определяющего порядок и сроки внедрения новой схемы осуществления полномочий администрации. До 17 сентября этот документ может быть утвержден Думой, после чего, ориентировочно 8 октября, состоятся публичные слушания, на которых будут вноситься изменения в Устав города. На них речь будет идти о передаче полномочий районной администрации и исключении городской администрации из структуры органов местного самоуправления, т.е. ее роспуске. Затем в ноябре Дума и Земское собрание могут принять решение о внесении изменений в Уставы поселений, в январе 2016 года новые редакции этих документов пройдут регистрацию в Минюсте.

Итак, объединение двух администраций, а если точнее – полную передачу полномочий администрации города администрации муниципального района вполне реально завершить в июне 2016 года. Однако мы заметим какие-либо реальные перемены лишь после прекращения полномочий действующего состава Городской Думы и главы города Алексея Третьякова.

В теории это все звучит крайне позитивно, но на деле такой порядок категорически не устроил депутатов Городской думы. Позже ими же был рассмотрен вопрос о создании рабочей группы, которая тщательно изучит вопрос объединения и предложенную схему. Думцы проголосовали против этого предложения, поставив под сомнение смысл проведения совместного заседания.

Фактически депутаты Городской думы не предложили ни одного стоящего варианта дальнейшей совместной работы двух администраций. План, предложенный Земским Собранием, не был одобрен думцами, однако им все же придется вернуться к его рассмотрению еще раз, когда в адрес Думы будет направлен проект соглашения, определяющего порядок и сроки внедрения новой схемы работы администраций. 

На публичной странице портала Chaiknet.ru в соцсети «Вконтакте» мы провели опрос в попытке изучить общественное мнение по вопросу объединения администраций: